Плешингер Людмила Жориковна

Проектная деятельность по обучению грамоте в старшей группе «Будем азбуку учить».

Проект  «Будем азбуку учить».

Тип проекта:

информационно - творческий.

Вид проекта:

групповой.

Формы работы:

познавательная, игровая.

Продолжительность:

долгосрочный.

Срок реализации проекта:

Сентябрь – май.

Возраст:

Дети старшей  группы.

Участники:

дети, педагог.

1.Краткая аннотация проекта.

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению к грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе. В связи с этим возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «Будем азбуку учить». Данный проект направлен на знакомство с русской азбукой, алфавитом и расширение и активизацию словаря детей. Дети самостоятельно подготавливают картинки для оформления странички в новой азбуке (вырезают, приклеивают липучки, обсуждают, советуются, как  красиво и удобно расположить картинки на бумаге). Дети работают вместе и индивидуально, создаётся возможность составить предложения,  вести диалог.

Цель проекта.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита.

Создание интересного дидактического пособия на липучках  «Азбуки».

Задачи.

Формировать представления о звуках и буквах родного языка.

Формировать умение знать, называть и различать гласные и согласные звуки.

Закреплять умение определять и называть первый звук в слове и соотносить его с буквой, которую он обозначает.

Развивать фонематический слух.

Повысить интерес  дошкольников к изучению букв и чтению.

Реализация проекта основана на следующих принципах:

Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок.

Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса.

Ожидаемые результаты проекта.

Познакомиться с русской азбукой.

Уметь различать понятия «звуки» и «буквы».

Привлечь интерес к слушанию литературного материала.

Учить детей видеть проблему и наметить пути решения (с помощью взрослых) .

Содержание проекта.

I этап – подготовительный.

1. Подбор и изучение методической и художественной литературы и интернет ресурсов воспитателями.

2. Подбор художественной литературы детям для чтения.

3. Составление плана работы над проектом.

II этап – основной.

В рамках проекта «Будем азбуку учить»  работа воспитателя с детьми включает в себя:

• Непосредственно образовательную деятельность;

• Беседы;

• Дидактические игры и упражнения;

• Чтение художественной литературы;

• Рассматривание иллюстраций;

Во время организованной образовательной деятельности дети знакомятся со звуками, их характеристикой, учатся находить звук в словах, подбирать слова на изучаемый звук и т. д.

Далее осуществляется знакомство с буквой.

· Последовательность работы над буквой

· Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (Игра «На что похожа буква»).

· Выделение ее элементов. (Игра «Узнай букву», выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, мозаики.)

· Прослушивание стихотворений о букве.

· Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.

· Прорисовывание буквы на листке по образцу.

III этап – заключительный.

Создание дидактического пособия «Азбука».

Развлечение  «Скажем азбуке : «Спасибо».

 

Ожидаемые результаты.

Дети.

Знают, что в азбуке шесть гласных букв, которые обозначают 6 гласных звуков. Имеют представление о том, что есть четыре гласных буквы ( Е,Ё,Ю,Я), которые выполняют двойную роль (смягчения согласного, стоящего впереди и обозначать два звука)

Достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у детей складываются предпосылки грамотности.

Адресная направленность проекта.

Данный проект  может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в работе с детьми по обучению грамоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Пословицы и поговорки о грамоте

   

 Аз да Буки избавляют нас от скуки.

 

Азбука – к мудрости ступенька.

 

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

 

Азбуку учат – во всю избу кричат.

 

Без грамоты, как в потемках.

 

Бумага терпит, перо пишет.

 

 

Грамота – второй язык.

 

Грамота не болезнь, годы не уносит.

 

Грамота не злом, а правдой сильна.

 

Грамота правдой сильна.

 

Грамота черкнет – и памяти не надо, прочтешь – и спрашивать не надо.

   

 Грамоте учиться – всегда пригодится.

 

Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.

 

Грамотею и книги в руки.

 

За аз да за буки, так и указку в руки.

 

И сам тому не рад, что грамоте горазд.

 

Идет ни мужик, ни баба, несет ни пирог, ни сгибень (письмо).

 

Коли грамота дастся, так на ней далеко уедешь.

 

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

 

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.

 

Лучше печатного не скажешь.

 

Не красна книга письмом, красна умом.

 

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

 

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет

 

Неграмотный, что слепой.

 

Немного читай, да много (да побольше) разумей!

Сказки о буквах.

Сегодня мы с вами отправимся на Планету звуков, она  невидимая и очень большая. На этой планете живут  звуки - невидимки. Одну сторону этой планеты всегда пригревало яркое  солнышко. И  звуки, согретые лучами солнца, всегда были веселые и  очень любили петь. У них был очень красивый голос, они гласили – А О У Э Ы И. И называли их - гласными звуками.

На обратной стороне планеты, звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККККК, другие гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. У этих звуков не было  голоса, им всегда  мешали  губы, зубы и язык.

Тогда солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».

 - Согласны? – улыбнулось солнышко.

 – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные.

Теперь гласные и согласные стали жить в со-гла-сии. Звуки - невидимки, мы их слышим и произносим, но  не видим.

И вот однажды, звуки – невидимки  захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Солнце ярко освещало всю планету, гласные и согласные звуки подружились, на ней вотцарил мир, тепло и согласие.

СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»

Жил-был звук «a».
Он любил петь, широко открывая рот: «a__».
Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда - очень громко: «a, a, a».
Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно.
Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»

Жил да был звук «у».
У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук «у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__».
Умел звук «у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__».
Звук «у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__».
Но больше всего звук «у» любил играть на трубе: «уууууууу у__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: «уууууууу у__ ».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у» трубил отбой: «у__у__ у у у__».
Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__».Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»

Жил-был звук «о».
Очень звук «о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук «о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о».
Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук «о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук «о».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

 СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»

Жил-был звук «и».
Рот у интересного и привлекательного звука «и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и».
Иногда звук «и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: «и__иии__ »; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и».
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука «и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»

Жил да был звук «э».
Звук «э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э».
Звук «э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук «э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__».
Больше других ему нравилась такая песня: «э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук «э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»

Жил-был звук «ы».
Известен был звук «ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук «ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы».
Звук «ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__», и отрывисто: «ы ы ы ы ы».
Иногда звук «ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы».
Иногда - пел тихие колыбельные песни: «ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__».
Звук «ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Сказка о звуках и буквах.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: 

А — радостный и веселый,

 У — угрюмый, 

О — очень любил всему удивляться,

 И — игривый, улыбчивый, 

Э — медлительный, рассудительный,

 Ы — самый упрямый

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь.

Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько, высоко, и низко: А-а-о-о-у-и

Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
— Как же так — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет.
— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.
— О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О.
— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.
— Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.
Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить. А да И нашли по три палочки.
А сделал шалаш с перекладиной.
И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидел колесо, оно ему и подошло.
Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами.
У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное:
— й, й, й, й.
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит
— й, й, й.
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия Домик И-краткого назвали буквой И краткое.

Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.
— й, й  й.
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать - й - й - й. Слушал-слушал А, да и говорит:
— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
И-краткий согласился, и они запели:
— йА, йА, йА!

— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.
— Буду, — ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали - йУ, йУ, йУ

— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил О.
— Пожалуйста!
— йО йО йО! — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так: -йЭ, йЭ, йЭ.

Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ».
Опечалены были только И да Ы:
— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит: мы же родственники.
— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы.
Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.
Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.
Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О.
Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.
Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много и дома, и на концертах.
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой.
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.


Так с тех пор и повелось в русском языке:
• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,

Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».
• все остальные звуки — согласные,
• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
• твердые согласные — синими.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Дом из буквы А

— Сынок, это буква А, — сказала мама.

— Она не игрушка, а я люблю играть, — ответил мальчик сердито.

— Сделай из меня дом. Две палочки шалашиком, посередине — перекладина, — предложила буква А.

— Внизу я поставлю автобус, а на перекладину – аквариум, — согласился мальчик.

— На крыше может жить аист, а под крышей мы повесим абажур, — подхватила буква А.

— А на обед у нас будут ананасы и апельсины, – сказал мальчик.

— Я привезу их из Африки на аэроплане, – ответила буква.

— Ты интереснее игрушек, буква А, — засмеялся мальчик.

Расскажи, что бы ты поместил в домик из буквы А?

Про антилопу и букву А

Одна Антилопа гуляла по острову и увидела домик. "А! - сказала она. - Здесь кто-то живет!"

Возле домика она заметила ягодку и опять сказала: "А-а! Здесь что-то растет!"

Вечером антилопа попыталась нарисовать домик и ягодку на песке, чтобы рассказать о них своим детям - маленьким антилопам.

Они посмотрели на рисунки и тоже сказали: "А-а-а! Вот что есть на острове!"

А потом назвали эти значки буквой А. Значок-домик - большой буквой "А", а значок-ягодку - маленькой "а". И всё!

В сказочном царстве Алфавит все знают букву А. Она стоит на первом месте.

Давно прошли те времена, когда буква А считала себя самой главной.

— Ведь не случайно я стою первой, — думала она.

Теперь она понимает, что все буквы Алфавита одинаково важны. Даже твёрдый и мягкий знаки, которым сказочная фея позабыла дать собственные звуки.

А в прежние времена… Долго терпели буквы её капризы. Похвалялась буква А: я – активная, азартная, агрессивная, и абсолютно главная.

Обиделись тогда на неё все буквы, да и убежали из книжек. На страничках остался только набор из букв А – «А-а-а», так поют маленькие дети, недавно появившееся на свет.

Естественно, что из книг ушёл главный смысл, и люди перестали их читать.

Расстроилась буква А. Долго кричала она: «А-а» да «А-а». А потом утёрла слёзы и решила помириться со всеми буквами. Для этого она накрыла аппетитный стол. Чем же угощала буква А своих гостей – других букв Алфавита?

А потчевала она вот чем: абрикосами и айвой, ананасами и алычой, авокадо и арбузом, апельсинами и ароматными яблоками, сорт которых назывался «антоновка».

Отведав аппетитных яств, буквы решили, что больше обижаться на букву А они не будут, ведь и им без неё приходится туго.

Литература:  Александрова Т.В.  «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)

16 марта 2024 в 15:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.